Раздел третий.Сквозь века испытанийВятичи или «Откуда есть пошлаВеликорусская земля…»Наш первый историк, Нестор*, труд которого переписывался потомками на протяжении пяти столетий, во введении к летописному своду древней русской истории, названному им «Повесть временных лет», поставил три исторических вопроса: «Отъкуду есть пошла Русьская земля?». «Кто в Киеве нача первее княжити?». «Отъкуду Русьская земля стала есть [то есть, утвердилась]?» Вдумчивый читатель, осознав некую смысловую параллель названия данной главы с первым вопросом древнего летописца, будет смущен и, полагаю я, даже шокирован. Дескать, не слишком ли смело увязывать Наш Край с таким громким именем, как «Великорусская земля»? Но пусть с выводами он не торопится, ибо они могут оказаться преждевременными. Я же, показывая, сколь значима начальная история Пронской земли в судьбе всего российского государства, попытаюсь убедить его в противоположном. А заодно – проследить с ним судьбу одного из главных племен древней Руси, вятичей . В VIII –начале X веков с верхнего и среднего Дона в бассейн Волго-Окского междуречья, выдавливаемые с насиженных мест хищными ордами хазар*, печенегов*и других кочевых племен, устремились потоки свободолюбивых славян-переселенцев. За много веков до этого здесь обосновались финно-угорские племена, а также гoлядь* балтийского происхождения. В начале 2-го тысячелетия историками и исследователями прошлого Древней Руси было также замечено, что в этот благодатный для проживания район с запада наблюдалось движение крuвичей*. Попробуем вообразить себе, какой в ту пору видел славянин-переселенец земную поверхность в средней полосе нынешней России. В низменных местах, вероятно, представлялась она ему хаосом непроходимых, даже непролазных чащ, лесных завалов и буреломов, а в возвышениях – в виде сплошных кустарниковых зарослей. Кроме того, была она, вероятно, буквально вся перенасыщена бесчисленными реками, илистыми протоками, ручьями и болотами с опасными, нередко гибельными обрывами и топями. Ярко и красочно она описана в замечательнейшей книге «Россия» 115 (о ней речь будет еще впереди). Не могу не привести насыщенный какой-то непередаваемой чистотой и свежестью поэтический отрывок (хотя в нем «приклеивается» нашим предкам-вятичам нелицеприятное прозвище): «…Это была: то непролазная лиственная чаща с ее подлеском из кустарников и папоротников, то лощины, сплошь заросшие густым орешником с громадными осинами… Встречались здесь и окруженные многовековыми развесистыми дубами лесные прогaлины с богатой растительностью, с чудным ковром разнотравья – поляны, или «переполянья», как их звали в старину, подчас знакомые только «соловьям-разбойникам» – диким вятичам, которые и жили тут «на девяти дубах», то есть, вероятно, нередко попросту примощались в шалашах на дубовых сучьях среди несмолкаемого жужжанья роившихся в дуплах пчел и щелканья лучших русских соловьев…». В этой стихии первозданного лика земли, надо полагать, единственно возможными путями для передвижения оставались – либо реки (особенно весной, во время половодий и зимой – по льду), либо очищенный от растительности и осушенный предшествующими обитателями высокий берег реки (летом и ранней осенью). Глобальное изменение климатических условий тоже способствовало этому переселению. Так, исследователь древней славянской истории Д.А.Мачинский в статье «Территория Славянской прародины в системе географического и историко-культурного членения Евразии», напечатанной в сборнике 132 , приходит именно к такому выводу: «Эпоха зарождения Руси приходится на период малого климатического оптимума VIII - XI вв., способствующего освоению новых земель. <…> В Северной Европе потепление сопровождалось увлажнением климата и подъемом уровня воды в реках и озерах. Это обстоятельство и делало свободно проходимыми (особенно весной) многие реки Европейской Скифии и способствовало возникновению путей для переселенцев…». Действительно, движение славян с Придонья на север могло осуществляться тогда только там, где начертание водных путей сообщения в желаемом направлении благоприятствовало этому исходу. Оценивая речную сеть Окско-Донской равнины, правомерным будет утверждать, что самым коротким маршрутом по пути в бассейн средней и верхней Оки был: Ворoнеж-Ряса-Хупта-Ранова-Проня. Рассматривая этот важнейший географический фактор, Д.М.Гурвич 28 в диссертации «Вятичи и Рязань до монгольского завоевания» делает замечание, что «Рязань [старая Рязань!] расположена как раз в том месте, где Ока ближе всего подходит к Дону». Но наиболее убедительное описание этого удобного, самого короткого пути продвижения переселенцев с верховьев Дона до Оки приведено в газете «Рязанский комсомолец» за 23 февраля 1988 года. Имеется там и «Схема возможных древних путей»*, которая не оставляет никаких сомнений в первоочередном значении рек Рановы и Прони для данного маршрута. Исследования историков и археологов показывают, что благодаря этому уже к IX - X векам первопереселенцы вышли в бассейн Москвы-реки. А река Проня при этом, судя по данным археологических раскопок, явилась главной жизненной артерией, стержнем освоения новых мест, средоточием древних поселений и формированием родо-племенных центров славян-вятичей*. Причем, процессы их ассимиляции с местным (финно-угорским) населением, либо их вытеснение на север и на восток проходили постепенно, но с нарастающей интенсивностью. Объясняется это относительной малочисленностью племен, их территориальной разбросанностью, а также более высоким уровнем общественного развития и материальной культуры славян. Во всяком случае, вооруженных столкновений не засвидетельствовано. Для постоянного обитания переселенцы выбирали высокие, то есть возвышающиеся над поймой, сухие участки местности. Жилища ими обустраивались поблизости от реки, а вокруг расположенные леса они использовали для охоты и защиты от врагов, в которых скрывались, покидая обживаемые места. Поселения славян представляли собой открытые неукрепленные поселки, а на удобных для проживания возвышенных мысах коренных берегов рек (чаще всего при впадении в них притоков) обустраивали и небольшие укрепления. Для Нашего Края особо характерны в этом отношении расположения современных сел Лучинск и Столпцы. Осваивая новые территории, энергичные и предприимчивые вятичи, вели разностороннее хозяйство. Расселяясь, они принесли с собой ряд новых, предшествующими обитателями доселе невиданных культурных завоеваний: пашенное земледелие (в отличие от местного, в основном, скотоводческого хозяйствования), гончарный круг, прогресс в домостроительстве и так далее 89 . На очищенных от леса и кустарника небольших полянах вятичи выращивали зерновые культуры – пшеницу, рожь, просо и ячмень, а также бобовые – горох. Из огородных растений – репу, тыкву, капусту, огурцы, лук, чеснок, из пряностей – укроп, мяту, анис. Вблизи жилищ у них росли первые садовые деревья: яблони, вишни, сливы. Если к перечисленному ряду добавить еще обильные урожаи ягод, грибов, орехов, различного рода кореньев, других даров природы, то их растительную пищу следует признать и богатой, и разнообразной. Кроме того, вятичи были отменными охотниками, занимались рыбной ловлей, бортничеством*. Особую роль в их экономике играла пушная охота, так как обмен на иноземные товары производился тогда только мехами, которые использовались ими вместо денег. Один из основоположников современной археологии, этнограф и историк-географ, рязанец по происхождению, Василий Алексеевич Городцов* в исследовании «Древнее население Рязанской области» 26 , описывая наших древних предков, характеризует их так: « …Судя по изучению костяков*, рязанские вятичи были высокого роста, имели темно-русые волосы и субдолихоцефальные* черепа. Вероятно, таково было и все племя. Оно несомненно отличалось воинственным духом, торговой предприимчивостью и склонностью к городской [общинной] жизни. <…> Склонность вятичей к городской жизни выразилась основанием значительных городов во всей области их владений. Многие из них основаны на развалинах финских городищ и относятся к глубокой древности… » . М.С.Баранович 7 также отмечал, что «мужское население прибрежных селений отличалось хорошим ростом, крепким сложением, красотою типа, физической силой и оживленностью движений; а женское – стройностью форм, тонкостью и миловидностью очертаний. А в их поведении проявлялись сметливость, ловкость и удаль». На территории Нашего Края открыто немало поселений, жители которых оставили нам многочисленные следы своего обитания. Назовем хотя бы некоторые из тех, что были расположены либо на территории нынешних сел и деревень, либо (что редко) – поблизости от них. Описание приведено из «Археологической карты России» 1 без сокращений. Коленцы , селище, ранний железный век*, XI – XIII , XIV – XVII века. Расположено в 30 м к югу от центра села, на левом берегу реки Проня. Размеры 100х40 м, высота над рекой 4–6 м. Береговая часть памятника разрушается. Культурный слой до 0,4 м. Найдена лепная керамика городецкой культуры* с рогожными отпечатками на внешней поверхности, а также гончарная древнерусская керамика, с линейным и волнистым орнаментом*, и керамика позднесредневековая. Бутырки , селище , ранний железный век. Находится у западной окраины деревни Бутырки на дюнообразном* всхолмлении, в пойме правого берега реки Проня. Площадь 200х160 м. Возвышается над поймой на 5–7 м. Южная часть памятника нарушена карьером*. В культурном слое мощностью 0,15 м найдена лепная керамика городецкой культуры с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности изделий. Аристово , селище , ранний железный век, X – XIII , XIV – XVII века. Протянулось вдоль края береговой террасы с северо-запада на юго-восток на 600–650 м , высота над рекой 11–15 м. Территория памятника частично занята строениями, нарушена старыми силосными ямами, прибрежная часть разрушается осыпями. В центральной части селища прослежены котлованы от нескольких кирпичеобжигательных печей, дата которых не установлена. Культурный слой 0,5–0,8 м , местами – до 1,2 м. Найдена лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, керамика городецкой культуры, а также керамика лепная и гончарная древнерусская, гончарная позднесредневековая. Находки гончарной посуды зафиксированы на всей территории памятника, лепной – только в северо-западной его части. Татаркино , селище , XIV – XVII века. Расположено около юго-восточной окраины деревни, на левом высоком и обрывистом берегу реки Проня. Протянулось вдоль берега с северо-северо-востока на юго-юго-запад не менее чем на 100 м, высота над рекой 20-22 м. Территория памятника частично распахивается под огороды, в прибрежной части разрушается осыпями. Культурный слой – до 0,5 м. Найдена гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная, белоглиняная и чернолощеная керамика. Татаркино, поселение, эпоха бронзы*. Находится около северо-восточной окраины деревни, на мысу правого берега реки Итья (левый приток реки Проня) при вхождении в ее долину оврага (0,5 км выше устья последнего), к юго-востоку от городища Столпнянского , на противоположном от него берегу оврага. Протянулось с запада на восток, размеры – 150х50 м, высота над рекой 14-16 м, над поймой – 11-13 м. Культурный слой до 0,15 м, слабо гумусирован*. Найдена лепная керамика, без орнамента, предположительно отнесенная к эпохе бронзы, а также кремневые резчик и отщепы. Столпцы или Столпнянское ( Столпинское ) городище , ранний железный век, 3-я четверть 1-го тысячелетия новой эры, XI – XIII века. Расположено в 0,3 км к югу от села Столпцы, у северной окраины деревни Татаркино, на мысу левого [не левого, как указано в большинстве источников, а правого!!!] коренного берега реки Итья (левый приток реки Проня) между двумя оврагами, по дну северного из которых протекает безымянный ручей (правый приток реки Итья*). Площадка в плане – подпрямоугольная, размерами 75х45 м, высота над рекой 14–15 м, над поймой – 10–11 м, с востока ограничена склоном к пойме, с севера и запада – склонами оврага, с юго-востока и юга – другим оврагом, с юго-западной (напольной) стороны – валом и рвом перед ним. В настоящее время сохранились лишь отдельные участки снивелированного* вала высотой до 1,5 м и едва заметное углубление – следы рва. Площадка городища и прилегающий участок берега заняты кладбищем. Культурный слой до 1,5 м, сильно нарушен могилами. Найдена лепная, с рогожными отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная керамика городецкой культуры, а также гончарная древнерусская керамика с линейным и волнистым орнаментом. По мнению А.Л.Монгайта* 81 , древнерусский слой городища и его укрепления являются остатками древнерусского города Ожск (Ужеск), впервые упомянутого в летописях под 1207 годом. Этот город возник на месте еще более древнего укрепленного поселка Фатьяновской культуры* ( VII век до новой эры – V век новой эры). Столпцы , селище , I , XI – XIII века. Расположено у юго-восточной окраины села, на левом берегу реки Проня. Размеры 60х50 м. Культурный слой до 0,5 м. Найдена гончарная древнерусская керамика. Перевлес , селище, XI – XII , XIV – XVII века. Расположено в южной части села, к востоку от церкви, на территории кладбища, на левом высоком берегу реки Проня. Протянулось вдоль берега с северо-запада на юго-восток не менее чем на 100 м, высота над рекой 17–20 м. Территория памятника нарушена могилами кладбища. Культурный слой в береговых обнажениях достигает мощности 0,5 м. Найдена гончарная древнерусская керамика с линейным и волнистым орнаментом, а также позднесредневековая керамика, в том числе красноглиняная, сероглиняная и чернолощеная. Ворищи , селище , XIV – XVII века. Расположено на юго-западной окраине деревни, на склоне надпойменной террасы левого берега реки Проня, в 0,8 км к западу от русла, 60–100 м от старицы. Протянулось вдоль края террасы с северо-запада на юго-восток, размеры – 200х50 м, высота над поймой – 2–9 м. Территория памятника частично застроена, в южной части нарушена карьером. Культурный слой до 0,4 м. Найдена гончарная позднесредневековая керамика, в том числе сероглиняная, а также сероглиняная керамическая игрушка-свистулька. Пески , стоянка , неолит. Находится около 1,3 км к югу от деревни, на дюнообразном всхолмлении в пойме левого берега реки Проня, между ее руслом и небольшим старинным озером. Размеры не определены, высота над рекой до 5 м. Культурный слой 0,30–0,35 м. Найдена керамика лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией рязанской культуры, а также кремневые скребки, пластины, отщепы. Пески , селище, I , XIV – XVII века. Расположено на территории деревни (надпойменная терраса левого берега реки Проня). Протянулось вдоль края террасы, размеры около 150х50 м, высота над рекой 5–9 м. Распахивается под огороды. Культурный слой до 1 м. Найдена гончарная позднесредневековая керамика. Пески , селище, II , XIV – XVII века. Расположено на территории деревни (надпойменная терраса левого берега реки Проня), к востоку от предыдущего селища. Протянулось вдоль края террасы, размеры около 250х50 м, высота над рекой 6–8 м. Распахивается под огороды. Культурный слой до 1 м. Найдена гончарная позднесредневековая керамика. Добрый Сот , селище , XI – XIII , XIV – XVII века. Находится в северо-восточной части села, у старого здания школы и к северо-северо-востоку от него (левый берег реки Проня). Протянулось вдоль берега, размеры около 450х110 м, высота над рекой 4–6 м. Частично занято строениями, распахивается под огороды, береговая часть задернована. Культурный слой 0,8–0,9 м , местами – до 2 м. Найдена гончарная древнерусская и позднесредневековая керамика, железные ножи, обломки неопределенных железных предметов, кости животных. Находки связываются с остатками древнейшего села Добрый Сот, впервые упомянутого в летописи под 1207 г. Большое Пирогово , поселение , эпоха бронзы. Расположено у северо-западной окраины деревни, на дюнообразном всхолмлении правого берега реки Проня. Размеры около 150х80 м, высота над поймой до 3 м. Культурный слой до 0,7 м. Найдена лепная керамика без орнамента. Большое Пирогово , городище , ранний железный век, XI – XIII , XIV – XVII века. Находится на юго-западной окраине деревни (мыс правого коренного берега реки Проня при впадении в ее долину оврага). Площадка в плане овальная, размером 60х50 м, высота над рекой 18—21 м . С восточной, напольной стороны – вал высотой 2,0–2,5 м, перед ним широкий ров. Культурный слой до 0,8 м. Найдены: лепная с сетчатыми и рогожными отпечатками керамика городецкой культуры, гончарная древнерусская и позднесредневековая керамика, а также фрагмент глиняного пряслица. Малое Пирогово , поселение , эпоха бронзы, XIV – XVII века. Расположено на окраине деревни, на левом берегу реки Улас (правый приток реки Проня). Культурный слой с золой и углем. Найдена лепная, отнесенная к бронзовому веку, и гончарная позднесредневековая керамика. Ухорское , стоянка , неолит. Расположено у западной окраины деревни, на разрушенном и распаханном дюнообразном всхолмлении (правый берег реки Проня, на расстоянии 0,8 км от ее русла и на расстоянии 0,38 км от левого берега ручья Лучка, правого притока реки Проня). Размер около 180х50 м. На высоте 5–6 м над ручьем найдены кремневые скребки, ножевидные пластины, отщепы. Жерновищи , поселение, неолит, XIV – XVII века. Находится на расстоянии 0,4 км к западу от южной окраины села, на дюнообразном всхолмлении (правый берег реки Проня), 0,2 км выше мельничной плотины. Размеры около 275х70 м. Высота над рекой 5–8 м. Поверхность подвергается ветровой эрозии. Найдены кремневые – пластины и концевой скребок, а также гончарная позднесредневековая керамика и отщепы. Кроме упомянутых, на территории Края и в его окрестностях имеется немало других следов древнейших поселений. В «Археологической карте», к примеру, еще описаны: Коленцы (4 селища), Гудово (3 селища), Курбатово (2 селища), городища – Толпинское, Никитино, Пустотино, Семион (городище и 2 селища), Городецкое (3 селища), Лукино (2 селища), Шишкино (2 селища), Истье (городище и селище) и так далее. Если сравнить количество всех археологических памятников Старожиловского района (43) с находящимися возле Прони, то половина из них находится у нас (21) . Хотя площадь, на которой они расположены, в десять раз меньше остальной, районной. Полагаю, что только за одно это надо ценить Наш Край! Чтобы еще больше расширить историко-географические рамки обзора Края, обратимся к исследованиям замечательного русского историка, рязанца по происхождению, Дмитрия Ивановича Иловайского*. В известном труде «История Рязанского княжества» 45 он отмечает, что «…город Рязань есть Черниговская колония, основанная во второй половине XI века на финской земле. В первой половине XII века Рязань вместе с Муромом выделяется из Чернигово-Северского удела и утверждается за родом Святослава Ярославича*. Она становится метрополией* русских городов, расположенных вверх по Оке до устья реки Лопaсни* и по реке Проне». Далее, приглашая читателя к историческому обозрению территории Рязанского княжества, Д. И. Иловайский продолжает: «…Осмотрев берега Оки, обратимся к другой жизненной артерии древней Рязанской области, к реке Проне. И на ее бугристых берегах путешественник видел многочисленные селения; особенно они часто попадались на нижнем течении Прони, начиная от впадения в нее реки Ранова. Грамоты XIV и XV столетий сохранили для нас имена следующих деревень, расположенных на этом пространстве: <…> Добрый Сот, известный с начала XIII столетия; Столпцы и Лучинское – на левом берегу Прони; Засечье, Муняково и Жерновищи – на правом». Уточнение и дополнения к приведенному тексту:Уточнение : деревня Муняково находилась тогда, как находится и сегодня, на левом берегу Прони . Дополнения . Судя по перечисленным селениям, Д.И.Иловайским описан участок, касающийся только территории Нашего Края. Однако следует признать, что в одном месте историком допущено географическое смещение. Ибо на данном отрезке (против села Перевлес) расположено не За с ечье, а За р ечье. Само же Засечье, если смотреть вниз по течению реки, находится недалеко от впадения Прони в Оку, то есть в двадцати верстах от нашего Заречья. Известно, что первый бой дружины рязанского князя Юрия Игоревича с татарским передовым отрядом (и вообще русских с захватчиками) произошел в декабре 1237 года. Состоялся он около Засечье, значит за пределами Нашего Края. А посему мы, наследники славы наших героических предков, никак не можем претендовать на первенство в этом, могущим быть историческом споре. Вот как, к примеру, описываются место столкновения, населенные пункты и происхождение их названий в книге И.Б.Грекова и Ф.Ф.Шахмогонова «Мир истории. Русские земли в XIII - XV веках» (М.: Молодая гвардия, 1986 г., с. 60). « В нескольких километрах от Старой Рязани вверх по Оке, неподалеку от впадения в нее реки Прони, раскинулось село Засечье. Выше по Проне – село Добрый Сот. Ниже Засечья на высокой горе деревня Иконино. Названия деревень иногда могут дать неожиданный ключ к разгадке древних событий. Вокруг старой Рязани что ни название села или деревни, то все со значением. Ниже Старой Рязани находятся села Шатрище и Исады. Заметим, что местные жители обычно хранят в памяти из поколения в поколение старинные предания своих родных мест. Так, рассказывают, что Засечьем село названо в память о битве между Батыем и рязанцами. Там, где стояла засада рязанцев, – Добрый Сот, у Шатрища раскинул Батый свои шатры, обложив Рязань, где Исады – высадился на берег Оки. Но столь прямое толкование не всегда точно. «Засеки», «Засечье» – название привычное для приокских мест. Оно отнюдь не всегда связывалось с местом сечи. Засека – это лесной завал на пути движения ордынской конницы. Если проследить путь Батыя с низовья Воронежа, то он нас по рекам приведет на Проню выше Засечья. Ступив на лед Прони, к Рязани надо было двигаться по реке. Вполне вероятно, что берега Оки около стольного города Рязанского княжества и тогда были уже очищены от лесов. По правому берегу, где стоял город, были пашни, на низменном левобережье, на Княжьем лугу, пасли коней. А берега Прони, конечно же, были одеты лесом. Этот лес и «засекли», чтобы преградить пришельцам путь к Рязани. Обычно врага встречали перед засекой, чтобы иметь возможность отступить за преграду. Добрый Сот выше Засечья-Засеки. Это скорее всего указание на то, что там Батыя встретила конная дружина князя. Пешие его воины могли стоять за засекой, на горе, выставив хоругви и иконы. Отсюда и название деревни Иконино и горы – Иконинская ». Поправляя авторов и ради исторической справедливости заметим, что: во-первых, знаменательное событие произошло не в Нашем Крае, а в двадцати верстах от его северной границы; во-вторых, усомнимся: а была ли засека на месте битвы, следовательно, могло ли название села Засечье* произойти именно от такого препятствия? Для полноты показа значимости Прони, как основного пути следования должностных лиц купцов и путешественников из древней Руси в сторону юга и возвращения их обратно, процитируем еще один отрывок из работы Д.И.Иловайского 45 : «…Между Окой и Доном существовали две главные дороги: западная сухопутная и восточная, с небольшой переволoкой*. Последняя [восточная] описывается в наказе Ивана III * лицу, сопровождавшему посла в Константинополь (в Турцию): «…А ехать ему от Старой Рязани вверх Пронею, а от той реки Прони по Рановой…» 45 . Еще убедительнее роль Прони в выборе места для основания столицы Великого княжества Рязанского и ее экономического значения показана в работе крупнейшего рязанского археолога А.И.Черепнина «Очерк доисторического прошлого Рязанского края» 163 . Автор пишет: « …Невольно обращает на себя внимание археолога любопытное совпадение: в доисторическую эпоху* и в начале исторического бытия Великого княжества Рязанского главный населенный пункт занимал одно и то же место. Какие причины вызвали развитие древнейшего селения и преемственное сохранение того же значения вновь основанным княжеским городком, вскоре приобретшим преимущества стольного города великого княжества? Географическое положение места в связи с главным направлением внешних торговых сношений Рязанского края дает нам верный ответ на поставленный вопрос. Рязань стояла на правом крутом берегу Оки, в 6 верстах от устья Прони, впадающей с правой стороны в Оку. Проня соединяла Оку с верховьями Дона; небольшой переволок не представлял препятствие на этом пути. По нашему мнению, существование в глубокой древности, на правом берегу Оки, вблизи от устья Прони обширного селения указывает на большое значение водного пути на юг, Пронею по Дону. Очевидно, Проня искони служила дорогою в Придонские и Прикаспийские степи и к побережью Азовского и Черного морей; туда направлялась внешняя торговля, оттуда шла угроза нападений опасных врагов, и там находились центры временных властителей Рязанского края. Этим обстоятельством объясняется как развитие и упрочение значения доисторического селения, так и выбор этого пункта для стольного города Великого княжества Рязанского, которое в начале своей исторической жизни имело важные политические и торговые связи с югом. В XIV веке, когда они утратили свое первенствующее значение, стольным городом был избран Переяславль-Рязанский*, по своему положению более соответствующий новым потребностям времени … » Не пора ли воскликнуть: «Сколько же проезжего люда на древнейшем тракте Руси перевидали в достопамятные времена наши предки-земляки»! У вятичей господствовали патриархальные отношения. Жили они родовыми общинами, сохраняли языческую (дохристианскую) религию. Д.М.Гурвич в упоминаемом выше труде «Вятичи и Рязань…» 28 пишет, что (говоря словам христианина-летописца) «…они молились богам – Перуну [Богу грозы и войны, громовержцу], Хоросу [сыну Бога солнца (то есть молодого солнца)], Велесу [Богу богатства, волхвов (мудрецов), и покровителю домашних животных], Сварожичу [Богу неба, духовного мира] и другим. Они изображали своих Богов в виде истуканов из дерева, реже из камня; поклонялись огню и воде, камням и горам, отдельным деревьям и даже целым рощам. Они называли реку Богиней, приносили жертву болотам и колодцам; считали Богами – солнце и месяц, зверей и гадов [земноводных]». Далее исследователь продолжает: «Вятичи верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков и домовых. Большое значение они придавали обрядовой стороне захоронения. В могилу клали бытовой инвентарь, оружие, украшения, посуду. Для облегчения перехода покойника в загробный мир производили трупосожжение, а затем душу усопшего услаждали тризной* на небольшом круглом кургане, который насыпали над могилой». Закрепившись на берегах рек, славяне-вятичи постепенно забывали свою историческую родину – Киевскую Русь, да и расцвет ее продолжался лишь до середины XI века, затем начинается распад. Киев становится помехой на пути роста новых центров, имевших свои собственные, независимые от нее задачи. Появляются земли – Черниговская, Полоцкая, Муромо-Рязанская. Но не все племенные союзы исчезают с самостоятельной исторической сцены. Так, из-за упорного сопротивления чужой воле, вятичи еще долго отстаивали свою племенную независимость. Последний раз на страницах летописей они упоминаются под 1197 годом. Поэтому и христианство на этих, окраинных тогда, землях было принято и утвердилось на двести лет позже, чем в самой Киевской Руси. Племенные вожди вятичей и все племя в целом еще долго держалось старых верований. Не раз случалось, что население даже убивало тех проповедников-миссионеров, которые приходили к ним из Киева. Так, во второй половине XI века на их земле мученической смертью погиб монах Киево-Печерской лавры святой Кукша. Та же участь постигла и его сподвижника, святого Никона. А.И.Черепнин * 163 писал: «Введение христианства в Рязанском крае на долгое время вызвало общественную смуту, открытую и глухую борьбу населения с Киевскими и Черниговскими князьями. При таких условиях замирение края надолго затянулось, жизнь населения была выбита из обычной колеи и новые порядки дурно отражались на производительной деятельности и экономическом состоянии целого края. С другой стороны, результаты крутой борьбы с язычеством далеко не оправдывали надежд князей, – христианство слишком слабо прививалось к туземцам… Обращенные в православие, они едва усваивали церковную обрядность, не понимая ее сущности, и по своим понятиям, верованиям и образу жизни еще долго оставались язычниками»*. Заметим, что русское язычество – красочный, многогранный, богатый и интересный мир – находится и в нашем подсознании. И названо оно так не самими славянами, а киевскими христианами-церковниками. В действительности эта религия называется многобожие. А имя «язычество» получила она потому, что слово «языцы» в древне-русском языке означало – «иноземцы». Русское многобожие отражало все многообразие Вселенной, ее реальных космических и земных сил. Древние славяне видели в своих Богах разумные силы природы. Они жили в природе, считали себя ее частью и как бы растворялись в ней. Язычество – это реалистическая религия, экологически безопасная и биологически разумная. Сегодняшние телевизоры, компьютеры, мультимедиа (многофункциональные системы), весь этот искусственный, виртуальный* мир, в котором человек проводит большую часть времени, утрачивая свою связь с действительным миром, с природой, – этот мир делает человека неполноценным, почти биороботом. И наоборот, язычники понимали, что нет Богов вне природы. Напротив, природа и есть непосредственное проявление Богов. Самая простая форма общения человека с Богами – это его общение с природой. Попробуйте полчаса посидеть у костра или у камина и посмотреть на огонь. В это время вы будете общаться с Богом Симарглом. И если вы живой, чуткий человек, то после этого общения заметите, как изменится ваше внутреннее состояние, настроение, как вы ощутите прилив энергии и жизненной силы. Оттуда, со времен вятичей вплоть до наших дней дошли и отмечаются русским народом языческие праздники, впоследствии плотно заасфальтированные христианством. Например, Перун (властитель неба, покровитель князя и его дружины; до принятия христианства его изображение с камнем в руке, высеченным в виде молнии, украшенной рубинами стояло в Киеве) стал Ильей Пророком (Громовержцем), Велес был заменен на святого Власия и так далее. И не просто так народный календарь, оберегаемый от церковной цензуры, еще многие столетия лишь частично соприкасался с христианским вероучением, оберегая языческие обряды, предписания, запреты, приметы, поверья, дни гуляний и молений. Так, в начальные века христианства на Руси бытовали они у славян-язычников в устной форме или в виде деревянных резов, бирок, на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками. Позже – в так называемых месяцесловах, лунниках. Так или иначе, но многое из того славянского многобожия, пройдя сквозь века, сохранилось до сих пор. Но с другой стороны, церковь включила в число христианских многие языческие праздники, чтобы подчинить своему влиянию языческую религию. Например, праздник Коляды. Начало этого праздника связано с днем (22 декабря), когда солнце поворачивает на весну, на свое новое рождение. Потому и название его произошло от уменьшительно-ласкательного «колосолнце-младенец». Праздник Коляды и до сего дня олицетворяет собой празднование наступления Нового земледельческого года, будущего весеннего плодородия и осеннего изобилия. Древние славяне изображали этот персонаж в виде наряженной куклы, чучела или снопа, которые сжигались во время празднества. Христианской же церковью он был приурочен ко времени рождества Христова (25 декабря). Праздновались «Колядки» до 6 января. Во время этого праздника совершалось «колядование» – обход домов молодежью, которая войдя в дом, приносила его хозяину радостную весть о зарождении молодого солнца, пела благожелательные песни. Желала хозяйственного благополучия, семейного довольства: «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню коней», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то кобыла по два воза возила» и так далее, и тому подобное. А с 7 января начинались Святки – праздник во славу бога Световида. Этот праздник длился двенадцать дней и воспринимался как период времени между старым и новым годом, как «плохое» время», своего рода безвременье. Он сопровождался гаданиями, сожжением костров, игрищами, святочными вечерами, смотрами невест, сватовством и свадьбами. Масленица же – неделя весеннего равноденствия, представлялась язычникам как праздник проводов зимы и встречи весны. Обрядовые действия древних славян были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и скорее наступила бы долгожданная весна, а за нею теплое лето с обильным урожаем. Эта неделя в традиционном русском быту стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Только поэтому Масленицу позже стали называть честнoй, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Про нее говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Христианской церковью этот языческий праздник был приурочен к гуляньям перед Великим постом, который начинается за шесть недель до Пасхи. Однако описание этих и многих других языческих праздников и обрядов, дошедших до наших дней, приуроченных христианской церковью к своему календарю, выходят за пределы нашей темы. Для завершения экскурса в историю племени вятичей отметим, что:
В 966 году Святослав* разгромил хазарскую державу и подчинил себе вятичей. С этого времени Рязанские и Муромские земли вошли в состав Киевского государства, а киевские князья, как и в других покоренных северных областях, «…вводили свое управление, набирали себе войско, собирали дань, творили суд и расправу и вообще закладывали начала гражданского правосудия» 168 . Правда, из-за окраинного положения вятичей и их непокорного духа это подчинение не было достаточно прочным. В X веке вятичи в составе отрядов под водительством киевских князей участвовали в отражении набегов воинственных печенегов. В начале XII века Рязанские земли, куда входила и Пронская земля, обособились в самостоятельное Великое княжество Рязанское. Это произошло в начале сентября 1129 года. Тогда, после смерти князя Ярослава Святославича, Рязань выделилась из состава Муромо-Рязанской земли*. Однако и этот факт еще не означал, что прончане находились в жестком подчинении у Рязанских князей. Борьба за самостоятельность продолжалась еще не одно столетие (и об этом мы еще расскажем). Для исторического сравнения полезным будет указанную выше дату возникновения самостоятельного Рязанского княжества сравнить с датой образования Московского, которое возникло около 1262 года. Несомненна истина: славянская цивилизация шла с юга… |
||
Назад I Вперед |